Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ Детский сад «Настенька» посёлка Аскиз (далее – Программа) является документом, регламентирующим содержание и педагогические условия обеспечения воспитательно-образовательного процесса, определяющим путь достижения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Разработана на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФОП ДО) от 25.11.22 г. № 1028, приказ Министерства просвещения Российской Федерации.
Программа разрабатывается и утверждается МБДОУ Детский сад «Настенька» посёлка Аскиз (далее – ДОО) самостоятельно в соответствии со Стандартом и ФОП ДО.
Срок реализации Программы – 5 лет (с даты утверждения).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Настенька» посёлка Аскиз обеспечивает воспитание, обучение и развитие детей от 1 года 6 месяцев до 7 лет. В Учреждении созданы условия для функционирования 5 групп:
- групп общеразвивающей направленности для детей:
• группа раннего возраста (дети от 1 года 6 месяцев до 3 лет)
• младшая группа дошкольного возраста (дети от 3 до 4 лет)
• средняя группа дошкольного возраста (дети от 4 до 5 лет)
• старшая группа дошкольного возраста (дети от 5 до 6 лет)
• подготовительная к школе группа (дети от 6 до 7 лет)
Группы скомплектованы на основании «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Приказ Минобрнауки России от 31.07.2020г. №373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»).
Объем обязательной части образовательной программы составляет не менее 80%, вариативной (формируемой участниками образовательных отношений) – не более 20%.
Цель образовательной Программы МБДОУ Д/с «Настенька» п. Аскиз: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций (ФОП ДО п.14.1).
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеет решение следующих задач, которые не противоречат задачам Стандарта:
• обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
• приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
• построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
• создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
• достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования (ФОП ДО п. 14.2).
В целевом разделе определяются цели и задачи деятельности дошкольного учреждения по реализации программы, а также принципы и подходы к формированию программы, которые обеспечивают единство воспитательных, развивающих, образовательных целей и задач образовательного процесса; интеграцию образовательных областей, предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей, в соответствии со спецификой дошкольного образования в рамках введения ФГОС ДО. Раскрываются особенности осуществления образовательного процесса, планируемые результаты в соответствии с ФОП ДО и описываются подходы к педагогической диагностике.
Для обеспечения разностороннего развития детей, по основным направлениям, в соответствии с ФГОС ДО, содержание программы дополнено парциальными программами, пособиями и технологиями, которые соотносятся с целями, и задачами реализуемых образовательных программ.
В содержательном разделе раскрывается содержание образовательной и воспитательной деятельности по ОО и по направлениям воспитания. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в учреждении; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Система ценностей российского народа находит свое отражение в содержании воспитательной работы Детского сада в Рабочей программе воспитания.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.
Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты, лежат в основе эстетического направления воспитания.
В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, представлены парциальные образовательные программы, которые дополняют образовательные области ОП:
- Программа познавательного развития дошкольников «Юный эколог», автор: С. Н. Николаева;
- Программа физического развития детей 3-7 лет построена на использовании индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку, в том числе с нарушениями развития «Малыши-крепыши»/Авторы Бережнова О.В., Бойко В.В. М., 2016.;
- Парциальная образовательная программа математического развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Игралочка» (под научным руководством Л.Г. Петерсон.).
- Программа «Первые шаги» (для детей раннего возраста (1-3 года) / под ред. Смирновой Е.О., Галигузовой Л.Н., Мещеряковой С.Ю.
Реализация Программы осуществляется ежедневно:
- в процессе организованной образовательной деятельности с детьми (занятия),
- в ходе режимных моментов,
- в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской деятельности,
- в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации Программы.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми программы описывают достижение детьми целевых ориентиров.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.
В МБДОУ имеются условия для функционирования групп общеразвивающей направленности реализующих инклюзивное образование, а также е групп комбинированной направленности.
Основная цель КРР/инклюзивного образования в ДОО является обеспечение коррекции нарушения развития у различных категорий детей (целевые группы), включая детей с ООП, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов; оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации (ФОП ДО п. 27.1.).
Задачи коррекционной работы в ДОО:
- определение ООП обучающихся, в том числе с трудностями освоения образовательной программы и социализации в ДОО;
- своевременное выявление обучающихся с трудностями социальной адаптации, обусловленными различными причинами;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с учётом особенностей их психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей и потребностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии или психолого-педагогического консилиума образовательной организации (далее - ППк);
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной психолого-педагогической помощи по вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста;
- содействие поиску и отбору одаренных обучающихся, их творческому развитию;
- выявление детей с проблемами развития эмоциональной и интеллектуальной сферы;
- реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в развитии и проблем поведения (ФОП ДО п. 27.4.).
В образовательной практике определяются нижеследующие категории целевых групп обучающихся для оказания им адресной психологической помощи и включения их в программы психолого-педагогического сопровождения:
1) нормотипичные дети с нормативным кризисом развития;
2) обучающиеся с ООП:
• с ОВЗ и (или) инвалидностью, получившие статус в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
• обучающиеся по индивидуальному учебному плану (учебному расписанию) на основании медицинского заключения (дети, находящиеся под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющие дети); часто болеющие дети характеризуются повышенной заболеваемостью острыми респираторными инфекциями, которые не связаны с врожденными и наследственными состояниями, приводящими к большому количеству пропусков ребёнком в посещении ДОО;
• обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации;
• одаренные обучающиеся;
3) дети и (или) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке;
4) дети и (или) семьи, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству), признанные таковыми в нормативно установленном порядке;
5) обучающиеся «группы риска»: проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая (завышенная) самооценка, завышенный уровень притязаний) (ФОП ДО п. 27.8.).
Принципы построения коррекционной работы в ДОО:
Организация коррекционной работы строится на следующих принципах:
• принцип индивидуального подхода;
• принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации);
• принцип социального взаимодействия;
• принцип междисциплинарного подхода;
• принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания-предполагает наличие вариативной развивающей среды;
• принцип партнерского взаимодействия с семьей.
• принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
При реализации Программы к детям с ОВЗ/инвалидам педагоги ориентируются на те же требования к планируемым результатам освоения Программы, что и при работе с детьми с нормальным психофизическим развитием.
В разделе организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
представлены модели организации образовательного процесса на один день, на год. Разработаны графики образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей, и рассчитано время, которое необходимо для реализации обязательной части Программы, в зависимости от возраста детей, основными направлениями их развития.
Для реализации достаточного объема двигательной активности детей используются оборудование и инвентарь центров движения, игровых площадок и спортивной площадки в соответствии с возрастом и ростом ребенка.
Одним из важных принципов технологии реализации программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.
В Программе представлены основные направления взаимодействия педагога с родителями (законными представителями) детей 1,6-7 лет.
- информирование родителей (законных представителей) о ходе образовательного процесса;
- педагогическая поддержка;
- педагогическое образование родителей;
- совместная деятельность педагогов и родителей.
Продолжительность режимных моментов, образовательной нагрузки, а также двигательного режима отражена в учебном плане и режиме пребывания детей в ДОО.
Объем образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей групп раннего возраста продолжительностью не более 8-10 минут, всего в день 16 -20 минут. Игры-занятия для детей раннего возраста проводятся как в первой половине дня, так и во второй Для детей младшей группы (дети четвертого года жизни) не более 15 минут, всего 30 минут, в средней группе (дети пятого года жизни) не более 20 минут, всего 40 минут, в старшей группе (дети шестого года жизни) не более 25 минут, всего 1,15 часа, в подготовительной группе (дети седьмого года жизни) не более 30 минут, всего 1,5 часа.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Организационный раздел содержит описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы, материально- технического обеспечения Программы, организации предметно-пространственной среды, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; организации режима пребывания детей в ДОУ, календарный план воспитательной работы.
Дополнительный раздел представляет собой краткую презентацию программы.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 13) в Программе отсутствует информация, наносящая вред физическому или психическому здоровью воспитанников и противоречащая Российскому законодательству.